facebook instagram pinterest vimeo youtube tumbrl

#ROOM #EXIBITION #BJØRG #2022
————————————————————————————————————————————————————————————

Выставка Бъорг Далан “Транзит” 

flyer



Эстетика частного мифа

Vacuum Archives выпала честь показать рисунки норвежской художницы-самоучки Бьёрг Далан, до сих пор известные лишь немногочисленным читателям ее инстаграма #bjdalan. Творчество мадам Далан особо заслуживает внимания интересующихся так называемым искусством аутсайдеров.
Термин “outsider art” был введён английским искусствоведом Роджером Кардиналом в 70-х годах прошлого века с намерением расширить для американского рынка искусства и без того широкое определение француза Жана Дебюффе “Art Brut”, включив в него помимо искусства безумцев, детей и экзотических авторов ещё и типичные для Нового света произведения чёрных американцев, заключённых, бездомных, всевозможных религиозных визионеров и служителей оккультных наук. “Оutsider art” таким образом продолжил экспансию арт рынка в ранее неохваченные “Art Brut” пределы, топологически расширяя вокруг ядра профессиональных “инсайдеров” сферу неинтегрированных академическими и образовательными отношениями одиночек с целью монетизации проектов последних, часто вопреки их собственным интенциям.

Мир Бьёрг Далан лишь песчинка среди маленьких планет большого арт-космоса.
Ее дом стоит на ветреном берегу норвежского острова Ванна на 70-й параллели северной широты. Все предки Бьёрг родились здесь. Хотя большую часть своей взрослой жизни она прожила в переездах на юге Норвегии, в 2017 году она решила вернуться на Ванна. Она вдруг почувствовала, что ей “нужны стены для ее картин”. Но всего через 3 года ее постигла та же катастрофа, что однажды в 1976 году унесла жизнь ее отца: ночной пожар уничтожил ее старый дом вместе со всеми вещами, стихами и рисунками. Страховая компания построила для неё на том же месте новый дом. Но духи старого дома исчезли в огне и дыме, и Бьёрг снова отправилась в путешествие с невидимыми хаттифнатами в поисках судьбы и счастья, прочь от опаленных трагическими воспоминаниями мест. Ныне она кочует между Берлином и городком Нерха в Испании, и ее мастерская умещается в чемодане.

Работы мадам Далан – исключительно рисунки цветным карандашом на тёмно-серой или черной бумаге в формате А3 – соответствуют размеру чемодана-инкубатора и являются двухмерными проекциями волшебных трансмутаций внутренностей черного ящика на колесах. Обсессивная регулярность появления “отпечатков” не придает им нарративной связанности. Если понимать под сюжетом срез взаимодействия неких условных сил в рамках исключительного события, описать сюжетную сторону рисунков Бьёрг остается затруднительным. Чаще всего мы сталкиваемся с изображением условно-антропоморфных и гибридно-растительных форм, демонстрирующих рост, трансформации и разнообразные взаимодействия. Причем динамически рисование происходит как интуитивный процесс поиска способа завершения композиции в виде символически нагруженной декоративной психограммы при принципиальном отсутствии жёстко продуманного плана или концепции. Поэтому определение творчества Бьёрг Далан как “медиумическое искуство” в определениях аутсайдер-арта Роджера Кардинала будет вполне естественным.
Герметизм ее изобразительного языка заставляет вспомнить традицию иллюстрирования алхимической литературы, где видимое скорее скрывает подразумеваемое, или, другими словами, план выражения связан с планом содержания лишь на уровне неведомой догмы. Трудно говорить и о какой-либо серийности работ – каждый рисунок геральдически замкнут, сюжетно дискретен и композиционно стремится к удержанию изображения внутри тёмного как утерус пространства листа. Видимо, это удержание процесса трансформации символического на темной стадии алхимического “нигредо”, в точке слабого кипения, позволяет Бьёрг Далан подпитывать творческий процесс необходимой энергией в ситуации перманентного странствования.

Безусловно, рисунки мадам Далан не являются прямыми иллюстрациями к её собственной поэзии, также сверхнасыщенной метафорами, архетипическими абстракциями и духовной символикой. Но, по-крайней мере, они могут послужить своеобразным визуальным глоссарием, дающим ключи к пониманию конфигураций её глубинного путешествия. Подобно её любимым картам Таро, веером разворачивающих предопределённое чудесным случаем будущее, рисунки Бьёрг Далан символически фиксируют её собственное возрождение из чудесных спор, рассеяных среди серых камней в переплетениях оленьего мха, и её же, ещё скрытую в непрочитанных знаках, судьбу. И, как всякий путешественник, она без устали зарисовывает образцы невиданной в этом мире флоры и фауны, стенографирует в стихах голос сверхразума, удерживает в пальцах карандаш, направляемый чудесной волей к прекрасному.

(архивариус)